КРЫЛАТОГО БАРСА ВСЕ-ТАКИ ПЕРЕСЕЛИЛИ ИЗ ЗАПОВЕДНИКА В МУЗЕЙ. ОДНАКО В ДУМ РТ НАДЕЮТСЯ, ЧТО ЭТО ЛИШЬ ПРОМЕЖУТОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Компромиссный вариант по установке в Булгаре скульптуры барса работы Даши Намдакова был найден вчера на совещании в Казанском кремле, которое вел первый президент Татарстана, госсоветник РТ Минтимер Шаймиев. Горячая дискуссия проходила за закрытыми для прессы дверями. Подробности обсуждения газете «БИЗНЕС Online» раскрыли участники — представитель ДУМ РТ Валиулла Якупов, журналист, общественный деятель Римзиль Валеев и академик Рафаэль Хакимов.
Муфтий республики прямо сказал, что мусульманское сообщество РТ такую скульптуру и в таком месте — в святыне, рядом с мечетями — не примет |
БУЛГАР — ЭТО СЕРДЦЕ ПРИНЯТИЯ ИСЛАМА
Сенсационными и рекордными по числу читательских комментариев оказались материалы газеты «БИЗНЕС Online» о предназначенной для Булгар скульптуре барса, созданной скульптором Даши Намдаковым. Ужепервая наша публикация вызвала лавину комментариев. Вчера в Казанском кремле горячая тема обсуждалась на совещании под председательством первого президента РТ, госсоветника РТ Минтимера Шаймиева. Правда, оно проходило в закрытом режиме. Поэтому мы попросили рассказать подробности его участников — экспертов «БИЗНЕС Online».
Валиулла Якупов — начальник отдела образования и науки ДУМ РТ:
— С самого начала, как только появилась информация о скульптуре, Илдус хазрат (председатель ДУМ РТ Илдус Файзов — ред.) позвонил Гатину (начальник управления президента РТ по взаимодействию с религиозными объединениями Марат Гатин — ред.) и Минтимеру Шариповичу. И вышел с инициативой провести обсуждение установки скульптуры. То есть сразу, с момента появления первой информации реакция у духовного управления была. Когда совещание у Шаймиева началось, Илдус хазрат сказал, что были звонки от нескольких муфтиев.
Поэтому то, что было высказано на встрече, — это была консолидированная позиция. Аргументы против была очевидные: Булгарская соборная мечеть — это не простая мечеть. Булгар — это место зиярата (посещений), это особенное место. В общественном сознании Булгар ассоциируется не как столица, столиц у татар ведь много было, а как сердце принятия ислама. Поэтому мнение Илдуса хазрата было однозначным — здесь невозможно разместить скульптуру.
Трудное обсуждение длилось два часа. Мы были в меньшинстве. Наши оппоненты говорили, что барс — это государственный символ, что даже в гербах арабских стран есть изображение орлов… Однако госсимволика — это одно, но нигде же она не размещается около мечети. Во всем мире есть мусульманские святые места, и там сохраняется единая эстетика.
Устроило ли нас принятое компромиссное решение? Мы рассматриваем его как промежуточное решение. Ведь Минтимер Шарипович дал поручение «Татинвестгражданпроекту» подготовить предложения по локализации памятника около причала. Надеюсь, что точка еще не поставлена. Это была промежуточная, но важная победа. Наша мечта — чтобы этой скульптуры в Булгаре не было.
На совещании в Кремле мнения не то чтобы разделились, но большинство были против того, чтобы ставить скульптуру в черте заповедной зоны |
САМ ПО СЕБЕ ЭТО ДЕМОНИЧЕСКИЙ ОБРАЗ
Рафаэль Хакимов — директор Института истории им. Марджани АН РТ, академик АН РТ:
— На совещании в Кремле мнения не то чтобы разделились, но большинство были против того, чтобы ставить скульптуру в черте заповедной зоны. Особенно активно выступали против этого муфтий Татарстана и его заместитель. Они ссылались при этом и на других муфтиев.
Я тоже категорически против того, чтобы что-либо строить в зоне заповедника Булгар. Ничего не надо там трогать — есть памятники археологии, и этого достаточно. Там хватает места вокруг. И я не знаю, что это за люди, что за бизнесмены, которые непременно хотят в заповедной зоне, прямо на памятнике что-нибудь поставить…
Так что на совещании мнения в целом совпали. Разве что только директор Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский Кремль» Рамиль Хайрутдинов был согласен, чтобы скульптуру поставили прямо в заповеднике…
Что касается самого образа, тоже было много споров. То есть никто не оспаривает талантливость скульптора. Но одно дело, когда это в рамках выставки, и совсем другое — в контексте Булгара. Тем более что там все связано с принятием ислама, там свой исторический контекст… Есть легенды вокруг этого, песни об этом написаны народные, и литература специальная имеется… И со всем этим не очень увязывается образ скульптуры Даши Намдакова. Сам по себе это демонический образ. Конечно, право автора — делать такую скульптуру, и она, именно как авторская работа, интересна. Но если поставить ее в зоне заповедника, на эту землю — она сразу входит в конфликт с контекстом.
Поэтому, чтобы достичь консенсуса, Минтимер Шарипович предложил поставить барса на территории будущего музея — там, где при въезде пристань совмещена с музеем. Это уже вне рамок территории заповедника. Это компромиссный вариант.
Валиулла Якупов: «В общественном сознании Булгар ассоциируется не как столица, столиц у татар ведь мbr //strong/emного было, а как сердце принятия ислама» |
У НЕГО ДАЖЕ МЕБЕЛЬ ПАХНЕТ ИСТОРИЕЙ
Римзиль Валеев — бывший шеф казанского бюро радио «Азатлык» («Свобода»), сопредседатель совета федеральной национально-культурной автономии татар России:
— Я на совещании в Кремле оказался совершенно случайно, благодаря газете «БИЗНЕС Online», где упомянули мою фамилию в связи с разгоревшейся в интернете дискуссией вокруг барса для Булгара. Сегодня мне позвонили и сказали, что приглашают на совещание к Шаймиеву. Наверное, еще и потому, что я во время многочисленных интервью не раз спорил с Минтимером Шариповичем, задавал уточняющие вопросы…
В совещании принимали участие директор музея-заповедника «Казанский Кремль» Рамиль Хайрутдинов, историк, академик Индус Тагиров, историк, археолог Фаяз Хузин, директор Института истории, академик Рафаэль Хакимов. То есть ученые-специалисты. Были также муфтий Татарстана Илдус Файзов и начальник отдела образования и науки ДУМ РТ Валиулла Якупов. Участвовали также представители «Татгражданпроекта» — Андрей Морозов и Айдар Ситдиков…
Минтимер Шарипович рассказал, какой добрый был замысел — обозначить в заповеднике, на месте принятия ислама символ государственности. А поскольку герб Татарстана — Ак барс, то его скульптуру и было предложено сделать Намдакову, а это великолепный скульптор. Но, как сказал Шаймиев, скульптура вызвала очень серьезную дискуссию в интернете и была воспринята неоднозначно.
Что неоднозначно, я сам увидел, еще когда только пришел на совещание, там стояли три наших ведущих историка, очень встревоженные, и выглядели они прямо как заговорщики.
Минтимер Шарипович предложил откровенно высказываться и не обижаться, когда он возражает или комментирует. Поэтому свое мнение, скажем, те же историки выложили на всю катушку…
Шаймиев предложил откровенно высказываться и не обижаться, когда он возражает или комментирует |
Муфтий республики прямо сказал, что мусульманское сообщество РТ такую скульптуру и в таком месте — в святыне, рядом с мечетями — не примет. Никому из мусульман — ни нашим, ни зарубежным — это невозможно будет понять и принять. Сама авторская работа талантливого скульптора имеет право на существование, но нельзя ли рассмотреть вопрос о том, чтобы такая языческая, противоречащая исламским канонам работа была установлена в стороне от заповедника, от этого священного для мусульман места.
Аналогично высказался Валиулла Якубов. Дипломатично высказал свое мнение Индус Тагиров. Когда выступал я, то говорил о том, что интернет-дискуссии на актуальные темы — это сегодня нормальное явление… Что лично мне скульптура и уровень ее художественного исполнения нравится. Но она непривычна, потому что автор самобытен настолько, что даже по его скульптуре лошади видно, что она тюркская или монгольская, что у него даже мебель пахнет историей…
Еще я упомянул нашего Зиланта — герб Казани, в интернете оказалось 3800 его снимков. Самых разных… Зиланта, сказал я, ведь тоже не назовешь эстетичным, но это легенда, это древний символ… Хотя более чудовищного до сих пор ничего нет: голова собаки, лапки куриные, крылья орлиные, хвост змеиный, еще и корона. И это герб Казани, а раньше — Казанского царства!
Тут все посмеялись, и по-моему, с этого момента у Минтимера Шариповича настроение немножко поднялось. Вообще-то он не хотел отступать, высмеивал критиков скульптуры, муфтию возражал…
Еще я сказал, что специалисты и мы, журналисты, должны объяснять смысл подобных работ. А еще лучше было бы на стадии разработки эскизов провести публичное обсуждение. Но Намдаков — такая величина, что вот решили обойтись без обсуждения.
Кстати, напомнил я и о том, что Париж не принял Эйфелеву башню, а сегодня она символ Парижа.
Еще говорил, что религиозные деятели, мусульмане — хотя не они будут большинством в потоке туристов — не смогут, наверное, принять такую скульптуру. Тем более что ислам вообще запрещает изображать живых существ в скульптурах и картинах… Поэтому светское и религиозное надо бы развести — заповедник и этого барса. Булгар большой, место для скульптуры найти можно.
Вообще, всю дискуссию я записал, и подробности будут завтра выложены на сайте нашего нового частного интернет-телевидения — zilanttv.ru.
В целом мы сошлись во мнении, что осуждать авторскую скульптуру глупо. Но тем не менее все-таки лучше не ставить ее там, где мечети, и даже там, где церковь. Дискуссия наша длилась два часа. Минтимер Шарипович снова смотрел панораму заповедника, место, где планировалось установить барса… Там справа причал, а затем уходишь по дороге наверх, к заповеднику. Прямо на причале будет музей. И Шаймиев предложил эту скульптуру сделать частью музейного комплекса, поставить рядом с причалом, чуть повыше… С моей точки зрения, решение очень хорошее.
23.03.2012.
“Сөембикә” журналына ачык хат